Расписка в получении денег: зачем и как писать
Расписка… Каждый из нас не один раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда надо написать или получить расписку о получении денежных средств.
В сделках с недвижимостью (в большинстве которых сторонами выступают физические лица) расписка играет существенную роль.
Итак: зачем, когда и как писать расписку…
Любой гражданско-правовой договор подразумевает наличие обязательств сторон. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора.
Применительно к недвижимости, договор купли-продажи считается исполненным при исполнении сторонами договора обязательств, вытекающих из сути договора, а именно: передачи продавцом объекта недвижимости покупателю (ст. 556 ГК РФ) и оплаты покупателем стоимости объекта недвижимости.
Факт оплаты денежных средств за приобретаемое имущество прекращает соответствующее обязательство покупателя по договору купли-продажи (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Документами, подтверждающими факт оплаты являются:
- расписка о приеме денежных средств, выданная физическим лицом
- расходный кассовый ордер, составленный организацией.
- банковский платежный документ, если оплата производилась внесением (или переводом) средств на расчетный счет физического лица.
Соответственно, когда сторонами договора являются физические лица и расчет осуществляется наличными денежными средствами, для подтверждения исполнения обязательства покупателя по уплате денежных средств продавец по требованию покупателя выдает расписку в получении денежных средств. Обязанность продавца выдать такую расписку предусмотрена п. 2 ст. 408 ГК РФ.
Данная расписка не требует нотариального оформления. Специальные требования к форме и содержанию этого документа законом не установлены. По общим правилам расписка должна содержать: Ф.И.О. продавца, его паспортные и адресные данные, запись о полученной сумме денежных средств, назначение платежа (аванс, задаток, оплата цены договора), предмет оплаты или ссылку на договор, место и дату написания, подпись продавца.
Денежная расписка нужна, прежде всего, стороне, передающей деньги, чтобы иметь подтверждение факта оплаты в спорных ситуациях, а также перед третьими лицами. Например, для обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета, связанного с приобретением жилья. Именно такую расписку и требуют налоговые органы в качестве подтверждения факта уплаты денежных средств.
Надо отметить, что расписка на деньги может подтверждать как полное исполнение финансовых обязательств, так и частичное. Например, часто оплате цены договора купли-продажи предшествует внесение аванса или задатка.
В любом случае при передаче денег физическому лицу нужно требовать корректно оформленную расписку о получении денежных средств.
Как правильно писать расписку о получении денежных средств
- расписка должна быть написана лицом, имеющим полномочия на получение денег: продавцом или его представителем, действующим на основании доверенности
- расписка пишется полностью от руки синей ручкой в присутствии покупателя (не используйте гелиевые ручки – только шариковые или чернила)
- исправления, помарки, зачеркивания, подтирки в расписке о получении денег недопустимы
- на расписке должны быть указаны место написания расписки (обычно пишется сверху от левого края) и дата прописью
- расписка должна содержать: ФИО продавца, его паспортные и адресные данные, запись о полученной сумме денежных средств, ФИО покупателя, его паспортные и адресные данные, назначение платежа (аванс, задаток, оплата цены договора), предмет оплаты или ссылку на договор, место и дату написания, подпись продавца (образец расписки - здесь)
- паспортные данные сторон в расписке указываются полные: ФИО, дата рождения, паспорт серия и номер, кем и когда выдан, код подразделения, адрес регистрации
- в конце расписки в получении денежных средств продавец пишет свою фамилию, имя, отчество полностью без сокращений и ставит подпись
- копия расписки о получении денежных средств не имеет юридической силы, не теряйте оригинал!
Замечание 1. Еще немного теории.
Рассмотрим такую ситуацию: Покупатель оплатил объект недвижимости до подписания договора купли-продажи, что отражено в тексте договора. Есть ли необходимость покупателю требовать расписку о получении денежных средств у продавца?
В данной ситуации покупатель выполнил свое обязательство по уплате денежных средств за приобретаемое имущество до его передачи (до подписания договора купли-продажи). Продавец, подписывая договор купли-продажи, подтверждает исполнение обязательства покупателя по передаче денежных средств. Поскольку договор купли-продажи содержит все необходимые элементы расписки (ФИО продавца, его паспортные и адресные данные, размер денежной суммы, полученной продавцом, место и дату подписания и подпись продавца), документом, подтверждающим факт уплаты денежных средств, будет являться сам договор купли-продажи. Предоставление отдельной расписки о получении продавцом суммы, указанной в договоре купли-продажи, в этом случае не обязательно. Это касается также и соглашений об авансе, задатке и т.д.
Однако, если вы продавец – вас все равно попросят написать расписку в получении денежных средств за проданную квартиру. И никакие объяснения вам не помогут!
Но если вы покупатель, то в этом случае для получения имущественного налогового вычета в налоговые органы достаточно предоставить только договор купли-продажи.
Замечание 2.
Если оплата договора купли-продажи происходила безналичным расчетом (средства продавец получил на расчетный счет), то текст расписки может быть напечатан (а не написан вручную) и подписан продавцом.